Данилина Елена Евгеньевна

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада

 Тема: Звуковая культура речи (звук  /ц/)

Программное содержание:

1. Упражнять детей  в отчётливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах.

2. Развивать слуховое восприятие, фонематическое представление,  внимание, память.

3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

4. Расширять и систематизировать словарный запас детей.

5. Учить различать на слух слова с определенным звуком.  

6. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

7. Формировать умение классифицировать предметы.

Оборудование: картинки: белочка, петух, цыплята, кошка, курица, цветок, цыплёнок, цирк, цапля.

 

Ход образовательной деятельности

Дети, вы умеете говорить? Вы все звуки правильно выговариваете? А кто помогает человеку говорить? (Язык). Сейчас я вам расскажу истории, которые произошли с язычком.

Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал.  Как? (Уа), вспомнил, как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау).  Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать:  Ц-ц-ц-ц-ц.  Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел белочку. Белочка сидит на ветке и цокает: ц-ц-ц. Какую песенку поет белочка? Дети повторяют по очереди.

Идет язычок по лесу и поет песенку белочки, встретил петушка.  Петушок спрашивает: «Вы не видели курочку и цыплят?» (ответы детей). Ребята, как можно позвать цыплят? (цып-цып-цып). Дети зовут цыплят и сыплют зернышки (пальчиковая гимнастика).

Прибежали цыплята, клюют зернышки. Тут цыплят заметила кошка Царапка. Как зовут кошку? И говорит: «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка? (ответы детей). Скажите ей: «Ц-ц-ц-Царапка, не пугай цыплят!» (дети повторяют). Царапка испугалась и убежала.

 Тут пришла курица и снесла яйцо. Выставляются картинки.

Проговаривание чистоговорок: «Цо- цо- цо- у  курицы яйцо».

Далее рассматриваем картинки, слова на которых начинаются на звук «ц» (цветок, цыпленок, цирк, цапля).

 Давайте вспомним песенкукомарика(з-з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж-ж), ветра(ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с), песенку белочки вы теперь знаете.
Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
песенку комарика (З) - зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, машина;
песенку  водички (С) - стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
песенку белочки (Ц) –цапля, цирк, растёт, цокает, цветок.

Физминутка

А сейчас давайте вспомним, как звонко цокают копыта лошадей на мостовой (Дети цокают).  Девочки будут лошадками. Пусть они ходят по всей комнате, высоко поднимая ноги.  А мальчики, сидя на стульях, будут звонко цокать. Затем, то же самое проделают мальчики. (под музыку)

 

Д/и "Назови одним словом"

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

брусника, земляника, малина, смородинаягоды;
ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек – цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик -  животные

- Молодцы! А теперь поиграем в игру "Маленький - большой"


"У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая головища"

 

Д/и "Назови ласково"
Лист -
листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка, трава - травушка, гусеница - гусеничка, жукжучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождьдождичек.

Сл./и "Кто кем был?"
Лиса - лисёнком, волк - волчонком, медведь - медвежонком,белка - бельчонком, ёж – ежонком,  тигр – тигренком, слон – слоненком,  лев – львенком,  заяц – зайчонком, мышь – мышонком.

Скороговорка  «Из соседнего колодца целый день водица льётся».

Итог: Что мы делали сегодня на занятии? Что вам понравилось? Теперь ваш язычок стал намного сильнее и быстрее.

12 июня 2016 в 16:43

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.