Данилина Елена Евгеньевна
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского садаТема: Звуковая культура речи (звук /ж/)
Программное содержание: 1. Упражнять детей в отчётливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах. 2. Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах; 3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. 4. Расширять и систематизировать словарный запас детей. 5. Учить различать на слух слова с определенным звуком. 6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД. 7. Развивать тонкую моторику и кинетические навыки; 8. Способствовать развитию координации речи с движением; Оборудование: картинки: картинки: еж, лягушка, жираф, кошка, морж, лошадь, мышь; кружки синие и зеленые; два домика; игрушки змеи и жука. Ход образовательной деятельности
1. Воспитатель подходит к детям, в руках у него красивая корзинка и предлагает отгадать загадки. Кто длиннее, чем чулок? У кого ни рук, ни ног? Кожа, словно чешуя. По земле ползёт … (змея) (достаёт из корзины змею) А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея). А теперь отгадайте другую загадку: В темноте летает кто-то, Издавая громкий звук. Кто там спорит с самолётом? Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из корзины жука) А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук). Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.) Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж) Молодцы. Давайте присядем на стулья и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый). Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь) 2. Пальчиковая игра «Машина». БИ-БИ-БИ – гудит машина. (Ладонью стучим по левому кулачку) ТУК-ТУК-ТУК – мотор стучит. (Стучим кулачком о кулачок) ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (Рулим руками) Он так громко говорит. Шины трутся о дорогу, (Трём ладошки друг о друга) ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат. Быстро крутятся колёса, (Делаем вертушку) ТА-ТА-ТА вперёд спешат! 3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным». Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок. Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш. 4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся! Я – весёлый майский жук, (Показать на себя) Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком) Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта) И жужжу, жужжу, жужжу… На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту) Приседаю, выпрямляюсь. Ручки в пояс, ножки врозь Ножки прямо, ножки – вкось! Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики) Надоела всем. А ж-ж-жалко! 5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик». У меня в руках картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, возьмет картинку, покажет всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети) . 6. В заключении ещё немного поиграем. Хотите? Отгадайте сначала загадку: Он – весёлый, как ребёнок. Серый, ласковый… (котёнок) . Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка) Посмотрите, я принесла с собой кошечку, маму того самого котёнка. Сейчас я её расположу вот так… (положить кошку на стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом) . Итог: Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии? Что вам понравилось? Теперь ваш язычок стал намного сильнее и быстрее. Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи. 12 июня 2016 в 16:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.