Данилина Елена Евгеньевна

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе детского сада

 Тема: Звуковая культура речи (звук  /ж/)

 

Программное содержание:

1. Упражнять детей  в отчётливом произношении изолированного звука, звука в слоге, в словах.

2. Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;

3. Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

4. Расширять и систематизировать словарный запас детей.

5. Учить различать на слух слова с определенным звуком.  

6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

7. Развивать тонкую моторику и кинетические навыки;

8. Способствовать развитию координации речи с движением;

Оборудование: картинки: картинки: еж, лягушка, жираф, кошка, морж, лошадь, мышь; кружки синие и зеленые; два домика; игрушки змеи и жука.

Ход образовательной деятельности

 

1. Воспитатель подходит к детям, в руках у него красивая корзинка и предлагает отгадать загадки.

 Кто длиннее, чем чулок?

 У кого ни рук, ни ног?

 Кожа, словно чешуя.

 По земле ползёт … (змея) (достаёт из корзины змею)

А какая песенка у змеи? Правильно, Ш-Ш-Ш-Ш… Как звучит эта песенка? Глухо… Да? Давайте обозначим его таким движением (воспитатель показывает зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползёт змея).

 А теперь отгадайте другую загадку:

 В темноте летает кто-то,

 Издавая громкий звук.

 Кто там спорит с самолётом?

 Ну, конечно майский…. (жук) (достаёт из корзины жука)

 А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Движения у нас будут такие: поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

 Теперь попробуем не запутаться… (Воспитатель помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением.)

Я буду называть звуки, а вы постарайтесь различить, какое движение нужно сделать. (Произносятся звуки ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж)

Молодцы. Давайте присядем на стулья и будем играть дальше, а наших героев мы поселим в домики… (воспитатель определяет змею в левый домик, а жука – в правый).

Сейчас я буду называть слова со звуками Ш и Ж, а вы должны показать, какой звук слышится в слове: (жаба, груша, жало, мышь)

 2. Пальчиковая игра «Машина».

 БИ-БИ-БИ – гудит машина. (Ладонью стучим по левому кулачку)

 ТУК-ТУК-ТУК – мотор стучит. (Стучим кулачком о кулачок)

 ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ (Рулим руками)

 Он так громко говорит.

 Шины трутся о дорогу, (Трём ладошки друг о друга)

 ШУ-ШУ-ШУ – они шуршат.

 Быстро крутятся колёса, (Делаем вертушку)

 ТА-ТА-ТА вперёд спешат!

3. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным».

Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

 4. Молодцы! Давайте немного разомнёмся!

 Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

 Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

 Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация полёта)

 И жужжу, жужжу, жужжу…

 На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

 Приседаю, выпрямляюсь.

 Ручки в пояс, ножки врозь

 Ножки прямо, ножки – вкось!

 Моя песенка – жужжалка (развести руки, поднять плечики)

 Надоела всем. А ж-ж-жалко!

 5. А теперь новая игра. Она называется «Засели домик».

У меня в руках картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Ш или Ж. В левом домике живет звук Ш, а в правом – Ж. Тот, кого я вызову, подойдёт к доске, возьмет картинку, покажет всем и громко её назовёт. Если в слове будет звук Ш, то его надо поселить в домик, который находится с левой стороны. А если в слове будет звук Ж, то картинку надо определить в домик справа. (Первые две картинки воспитатель кладёт сам, потом поочерёдно вызываются дети) .

 6. В заключении ещё немного поиграем. Хотите?

 Отгадайте сначала загадку:

 Он – весёлый, как ребёнок.

 Серый, ласковый… (котёнок) .

 Правильно! А кто у котёнка мама? (кошка)

Посмотрите, я принесла с собой кошечку, маму того самого котёнка. Сейчас я её расположу вот так… (положить кошку на стул). Где находится кошка? (на стуле). А сейчас? (правильно, под стулом). А теперь? (за стулом). Молодцы! А если я кошку расположу вот так? (перед стулом) .

Итог:  Ребята, какие звуки мы учились различать на сегодняшнем занятии?

Что вам понравилось? Теперь ваш язычок стал намного сильнее и быстрее.

 Молодцы, все старались быть внимательными, правильно поднимали карточки, старались запомнить стихи.

12 июня 2016 в 16:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.