Данилина Елена Евгеньевна

Познавательно-исследовательская деятельность

 Цель: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Упражнение «Смотреть на мир чужими глазами».

Одно из самых важных условий в процессе выявления проблемы - способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволит увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Выполним несложное упражнение. Читаем детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Предлагаем им продолжить рассказ. Сделать это необходимо несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями - как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве, зайчик в лесу. Аналогичных рассказов можно придумать множество. Используя их сюжеты, мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.

В качестве образца, способного активизировать процесс составления и коллективного обсуждения продолжений, можно использовать стихотворение из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

Если б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят,

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица

И зачем защелкал клест,

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой.

В ходе выполнения этого задания следует воздерживаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее интересные, оригинальные версии. Естественно, от такого простого, условного «перемещения» на место другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности, называемой сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.

Упражнение «Сколько значений у предметов».

Повысить - и одновременно проверить уровень развития этой способности можно с помощью заданий, разработанных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается хорошо знакомый им предмет (кирпич, газета, кусочек мела, карандаш и т.п.). Дается задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

Еще раз подчеркнем: при выполнении этого задания также не следует спешить с критикой, но засчитывать надо только те варианты, которые действительно примени мы в жизни.

Это задание позволит ребенку научиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

Упражнение «Наблюдаем настроение».

Особую значимость для развития психосоциальной сферы имеют наблюдения, направленные на исследование настроений, эмоций, чувств, мотивов поведения других людей. Изучение и интерпретация внутреннего состояния человека или сказочного героя побуждают к описаниям, аналогичным тем, что приводятся, например, в сказках. Так ребенок не только устанавливает связи произведений искусства и реальной жизни, но и, что особенно важно, исследует всю палитру настроений, динамику чувств, эмоций, мотивов поведения и деятельности других людей.

Прекрасный материал для этого можно найти в сказках. Вот, например, «Дворовичок» из книжки Тимофея Белозерова «Сказки», где автор просто и очень интересно показывает динамику изменения настроения сказочного героя.

В заброшенном амбаре,

Где прятался сверчок,

На старенькой гитаре

Бренчал Дворовичок,

Нестриженый, немытый,

Скучающий с утра,

Бренчал, давно забытый

Хозяином двора.

Скрипел в амбарной щелке

Задумчивый сверчок,

И с грустью о метелке

Вздыхал Дворовичок..

И вдруг ворота настежь!

Девчушка лет шести

Ему сказала: - Здрасте!

Я - Ключикова Настя.

Идемте двор мести?

Со лба стряхнула челку

И подняла метелку.

Усами в щелке двигал

Взволнованный сверчок

И прыгал, Прыгал, Прыгал

Седой Дворовичок,

Он прыгал и смеялся,

Как малое дитя,

К метелке прикасался,

Слезинками

Блестя:

- Какое это счастье

Мести, мести, мести!

...Во всем дворе у Насти

Соринки не найти.

Подстриженный, умытый,

С бородкой на бочок

Походкой деловитой

Ходил Дворовичок,

А в тишине амбара,

За темною стеной,

Печалил ась гитара

Расстроенной струной.

После чтения можно провести коллективную беседу о том, как и почему изменилось настроение Дворовичка.

12 июня 2016 в 16:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.