Данилина Елена Евгеньевна
"О создании каталога методических разработок педагогов по технологиям поддержки детских инициатив"Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.). Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Краткий сравнительный анализ двух подходов
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей). Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Методы индивидуализации обучения: 1. Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. 2. Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. 3. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. 4. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. 5. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно. 6. Саморазвитие – краеугольный камень построения в каждом образовательном учреждении педагогического процесса, способствующего развитию компетентности ребенка, прежде всего в вопросах взаимодействия с социумом, ибо одним из ключевых критериев готовности к школе традиционно рассматривается социальная, мотивационная готовность ребенка (Д.Б. Эльконин). Индивидуализация предполагает обеспечение образовательных маршрутов каждого воспитанника, реализуемых в полном объеме только в случае активизации роли семьи, а также эффективного взаимодействия педагогов с воспитанниками на основе игры как приоритетного вида детской деятельности. Поддержка детской инициативы
Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. Установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение им культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи. Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка: 1) В 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы необходимо: · формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности; · устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми; · для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию ребёнка создавать для него изображения или лепку, другие изделия; · поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребёнка. 2) В 3-4 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо: · создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка; · в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе; · учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям; · уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; · всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности. 3) В 4-5 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы необходимо: · способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; · обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку; · при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой; · побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых; 4) В 5-6 летприоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Для поддержки детской инициативы необходимо: · создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку; · поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; · создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; · создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. 5) В 6-8 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо: · вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; · спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности; · создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; · создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам; Наиболее эффективной формой работы, для поддержки детской инициативы является работа с каталогом методических материалов по технологиям поддержки детских инициатив в процессе деятельности. Каждое занятие, опыт и исследование должны иметь свой алгоритм действий для осуществления деятельности: · Шаг 1.Выявление проблемы. · Шаг 2.Выбор темы исследования. · Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос · о том, зачем проводится исследование). · Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления · исследования). · Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной · логически и не подтвержденной опытом). · Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. · Шаг 7.Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка · гипотезы, выводы. · Шаг 8.Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детских инициатив. 12 июня 2016 в 16:35
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.