Данилина Елена Евгеньевна
"Об инновационных формах взаимодействия с родителями воспитанников в ДОО"В современных условиях содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников в ДОО отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. Задачей каждого педагогического коллектива должно быть умение быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. Сегодня традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетаются с вариативными инновационными технологиями. В основе взаимодействия ДОО и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от ДОО. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития. Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию. Положительный результат воспитания и обучения воспитанников дошкольных организаций, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и дошкольной образовательной организации в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Педагогическое взаимодействие рассматривается как процесс, происходящий между субъектами образования (воспитателем и воспитанником, воспитателями и воспитанниками, педагогами и родителями, педагогами между собой) в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности каждого из взаимодействующих субъектов. Субъект - субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых условиях совместными усилиями. Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеющее социально значимый характер. Основными формами взаимодействия выступают общение и деятельность. Необходимо отметить, что в системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательной организации. Основная цель взаимодействия семьи и сотрудников дошкольной организации заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния. Ключевые направления в работе дошкольной образовательной организации с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов. К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: • коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции; • индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; • наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей. Помимо традиционных форм работы ДОО и семьи можно активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: - «Круглый стол» по любой теме; - тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации специалистов; - устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице; - семейные спортивные встречи; - почта доверия, телефон доверия; - семейные проекты «Наша родословная»; - открытые занятия для просмотра родителей; - интеллектуальные ринги детей и родителей; - интеллектуальные ринги для детей ДОО с их старшими братьями и сестрами; - контрольные для родителей; - интервью с родителями и детьми на определенные темы; - родительская гостинная; - конкурс семейных талантов; - портфолио семейного успеха; - аукцион секретов воспитания и др. Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в дошкольной организации, а дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники – равноправные партнеры в воспитании детей. Придать дошкольной организации «открытость» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Необходимо создать условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии и т.д. Своим примером (личной готовностью открыть самого себя) педагог вызывает родителей на доверительное общение. «Открытость» дошкольной образовательной организации внутрь - предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образовательную работу. Это могут быть эпизодические мероприятия, которые по силам каждой семье: организовать помощь в проведении мероприятий, экскурсию, поход, помощь в оснащении педагогического процесса и др. В этом случае дети учатся с уважением, благодарностью и любовью смотреть на своих близких. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить содержание своей помощи, а иногда и просто поучиться. «Открытость» дошкольной образовательной организации наружу означает, что дошкольная организация открыта влияниям микросоциума своего микрорайона, готова сотрудничать с расположенными на территории социальными институтами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, библиотекой, спортивным комплексом и др. Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОО, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка. Полноценное воспитание дошкольника должно происходить в условиях одновременного влияния семьи и дошкольной организации. Диалог между детским садом и семьей необходимо строить на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли воспринимается родителями как равноправный партнер в воспитании. Формирование эффективного взаимодействия родителей и педагогов ДОО является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане и предполагает несколько этапов. Первый этап должен включать демонстрацию родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями устанавливаются доброжелательные отношения, направленные на сотрудничество. Важность этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. На втором этапе родителям необходимо дать практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом могут быть использованы различные традиционные формы и методы, а также инновационные подходы. Третьим этапом должно выступать ознакомление педагога с проблемами конкретной семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у педагога по интересующим их проблемам. Таким образом, организация эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями отличается разнообразием и определяется потребностями участников образовательного процесса. Целесообразно традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетать с вариативными инновационными технологиями. 12 июня 2016 в 16:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.